Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - это здоровье.
Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать
а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой считается закаливание детей в детском саду.
Общие принципы
Попробуем разобраться, почему именно дети нуждаются в правильной системе закаливания и что должны знать и делать взрослые, чтобы укрепить здоровье детей. Чтобы правильно закаливать ребенка, необходимо хорошо знать механизмы и принципы действия закаливающих факторов, методику и технику специального закаливания.
Закаливать – это значит систематически, многократно, дозировано воздействовать на организм теми факторами, которые часто являются причиной заболевания. Закаливание- это образ жизни! Некоторые особенности системы терморегуляции ребенка.
1.Самый традиционный – метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое – воздух, вода, солнце и т д.
2. Метод – контрастный. У детей раннего возраста используется тепло -холод- тепло, а в дошкольном возрасте холод – тепло- холод.
3.Метод снижения температуры. В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой и др.
4. Метод интенсивного закаливания. Систематичность
Нельзя закаливать ребенка « про запас» . Нужно приучать ребенка не бояться холодной воды, ходить босиком, лепить снежки голыми руками.
-Каждая закаливающая процедура вызывает определенную реакцию. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание, т. е. силу нужно увеличивать. Чем сильнее воздействие, тем оно должно быть менее продолжительным.
-Принцип учета индивидуальных и типологических особенностей ребенка.
-Индивидуальный подход при закаливании – это учет возраста ребенка, характера, физического развития, состояния здоровья и условии жизни.
Нетрадиционные методы закаливания. Массаж. Самомассаж.
Цель: привлечь детей к самопрофилактике, учить серьёзно и бережно относиться к здоровью. Повышать защитные средства слизистых оболочек гортани, глотки, трахеи и др.
Ò Дыхательная гимнастика.
Цель: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Ò Артикуляционная гимнастика.
Цель: Она нужна не только для занятий по развитию речи, но и вне – массаж лица (использовать зеркало).
Ò Пальчиковая гимнастика.
Цель: Она используется для развития моторики, но и подойдёт для массажа позвоночника.
Ò Массаж кисти рук.
Массаж проводится от основания пальца и до ногтя, можно наоборот.
Растирание большого пальца повышает функцию головного мозга, тонизирует весь организм.
Указательный палец – желудок, средний – печень, мизинец -
сердце. Точка – бугорок между большим и четырьмя пальцами приводит в норму весь организм.
Ò Зрительная гимнастика нужна для укрепления мышц глаза, снятия напряжения с глаз.
Ò Здоровое питание.
Цель: усилить значимость растительной пищи для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно- кишечного тракта. Повысить жизненные функции, силы, устойчивость к простудам.