Музыка как средство укрепления и профилактики здоровья дошкольников в режимных моментах

01.03.2024, 179 просмотров.

Музыка как средство укрепления и профилактики здоровья дошкольников в режимных моментах.

 Музыкотерапия - одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка. Это метод  использует музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом». Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса: создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей; развитие воображения в процессе творческой деятельности; повышение творческой активности; активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления; психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки; во время психологических пауз и  физкультурных минуток.  

Каким же образом музыка воздействует на организм человека? Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под неё. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализируется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчает установление контакта между людьми, повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.

    Музыка учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов танцев. Она оживляет эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка,  и он гораздо больше болеет. Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными, биологическими реакциями в организме. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада. Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки.

Прием детей - во время приема детей  музыка используется для создания умиротворяющего эмоционального фона. Рекомендуется слушать такие музыкальные произведения:

1) «Утро» Э. Григ

2) Сен-Сеанс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

3) П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Утренняя зарядка - во время проведения зарядки под музыку дети узнают знакомые музыкальные отрывки и делают определённые упражнения. Например, под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, чётко выполняют все задания. Для этого режима лучше всего включать следующие музыкальные произведения:

1) Е. Тиличеева «Марш»

2) Г. Гладков «Песенка про зарядку»

3) Е. Юцкевич «Марш»

 4) Запись музыкальных зарядок с движениями.

Наблюдения на прогулке. Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней. Например, при наблюдении за птицами можно слушать или подпевать песни:  «Птичка», «Зима прошла»; при наблюдении за погодой – «Дует, дует ветер», «Дождик, дождик пуще..», «Солнышко лучистое».  

 Прием пищи. Если музыка звучит во время приема  пищи, то она благотворно влияет на процесс ее усвоения, способствует полному её перевариванию. Вот здесь особенно хотелось бы выделить произведения В. А. Моцарта. Рекомендуется слушать музыкальные произведения:

 1) В. А. Моцарт «Волшебная флейта», «Соната №10»

2) В. А. Моцарт «Музыка ангелов», «Ромео и Джульетта»

3) Звуки природы, пение птиц, шум прибоя.

Сон (засыпание и пробуждение). Музыкальные отрывки  используются для эмоционального расслабления нервной системы и мышц ребёнка. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть. Рекомендуется слушать музыкальные произведения:

1) П. И. Чайковский «Времена года»

2) И. Бетховен «Лунная соната»

 3) Ф. Шуберт «Аве Мария»

Использование музыкотерапии в различных видах деятельности:

1. Музыкальные занятия. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию ребёнка. На музыкальных занятиях мы также прослушиваем различные музыкальные произведения, благотворно влияющие на психофизическое состояние ребенка, например:

1) Глинка «Вальс фантазия»

2) П. Чайковский «Мазурка»

3) С. Рахманинов «Итальянская полька»

4) Русская народная песня «Ах вы сени…»

2. Физкультурные занятия. На физкультурных занятиях я бы порекомендовала слушать следующие музыкальные произведения:

 1) И. Штраус «Сказки венского леса»

 2) П. Чайковский «Апрель»

3) А. Вивальди «Зима»

Они используются для расслабления детей и восстановления дыхания.

 3. Занятия по рисованию, лепке и конструированию так же можно проводить с использованием музыки. На этих занятиях можно включать спокойную музыку, которая настраивает на фантазию,  творческое воображение, а также успокаивает детей. Например, на занятиях по конструированию можно поставить песни из программы по музыкальному воспитанию «Ладушки»:

1)                «Паровоз» 

2)                «Строим дом»

3)                 «Самолет»

На занятиях по рисованию можно использовать песни:

1)                «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне»

2)                 П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

3)                Вивальди, цикл «Времена года» 

4)                 Русские народные мелодии

5)                М. Глинка «Утро»

6)                М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

4. Чтение. Во время чтения музыка  используется для определённого эмоционального настроя,  более полного восприятия литературного образа. Рекомендуется включить музыкальные композиции (фоновая музыка):

 1) Ф. Шопен Ноктюрн №1,2

 2) Р. Шуман «Грёзы»

 3) Д. Ласт «Одинокий пастух»

 4) П. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

5. Также можно использовать музыку, когда дети занимаются свободной игровой деятельностью. Для прослушивания рекомендуются проверенные временем, заслужившие любовь многих детей, являющиеся эталоном детских песен, музыкальные произведения:

1) «Заводные игрушки» муз. Крылатова, сл. Энтина

2)«Чебурашка» муз. Шаинского, сл. Успенского

3) «Чунга-чанга» муз. Шаинского сл. Энтина

4)«Голубой вагон» муз. Шаинского сл. Тимофеевского

5) «33 коровы» муз. Дунаевского сл. Осева И.

Подбор музыкальных произведений.

   В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь с  музыкальным руководителем.   Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому  утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с профессиональным текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Предлагаю список произведений на выбор  для сна и пробуждения:

 Л. Боккерини  «Менуэт»,  Э. Григ   «Утро», Лютневая музыка ХYII века, Ф. Мендельсон  «Песня без слов», В. Моцарт  «Сонаты»,

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке», К. Сенс-Санс  «Аквариум»,

П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», « Шестая симфония", 3-я часть, Л. Бетховен Увертюра "Эдмонд", Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28", М.И. Глинка "Камаринская", В.-А. Моцарт "Турецкое рондо",

А. Дворжак  «Славянский танец», Ф. Лист  «Утешения», Д. Шостакович «Романс»,

Р. Шуман  «Май, милый май!», К. Дебюсси "Облака», «Лунный свет», И. Бах  «Ария из сюиты № 3», А.П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета, К.-В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика", В.-А. Моцарт "Реквием», К. Сен-Санс "Карнавал животных", « Лебедь», Ф. Шуберт "Вечерняя серенада», «Аве Мария», И. Брамс "Вальс № 3", Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы", Г.-Ф. Гендель "Музыка на воде", Т.Альбиони «Адажио», Л. Бетховен  «Лунная соната», Э. Григ  «Песня Сольвейг», Н. Римский-Корсаков  «Море», П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»,

Ф. Шопен  «Ноктюрн соль минор», Г. Свиридов  «Романс», разнообразные колыбельные. И, конечно, звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и т.д.)

Для свободной активной деятельности детей: Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка», И. Брамс «Вальс», А. Вивальди «Времена года»,  Д. Кабалевский  «Клоуны», «Петя и волк», В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»,

 М. Мусоргский «Картинки с выставки», П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета), Ф. Шопен «Вальсы»,  И. Штраус «Вальсы»,

 И. Гайдн  «Серенада»,  А. Лядов «Музыкальная табакерка», А. Рубинштейн «Мелодия»,

Г. Свиридов  «Военный марш».

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности): И. – С. Бах. "Ария". А. Вивальди. "Времена года". С. Прокофьев. "Марш". Ф. Шуберт. "Музыкальный момент". В.-А. Моцарт. "Гроза". В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор. П.Чайковский. "Времена года" Детские песни: 1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский). 2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский). 3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский). 4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин,       М.Минков). 5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский). 6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин, Г. Гладков). 7. «Лучики надежды и добра» (ел.и муз. Е. Войтенко). 8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев). 9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков). 10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков). 11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков). А также др. песни В.Шаинского, А.Рыбникова, Г.Гладкова, Е.Крылатова, Г.Струве, современных авторов. Музыка из мультфильмов и детских фильмов. Классическая музыка в обработке для детей дошкольного возраста.

Особенности использования музыкотерапии:

-  громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо), при чтении и во время сна -  тихо;

 - лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

-  продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

   Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям и  достичь состояния психологического комфорта.

Музыкальный руководитель Третьякова Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотоальбом

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!