Журнал "Директор-Урал"
Методика воспитания творческих групп
Все мы родом из детства. А значит - из детского сада. МАДОУ ДС № 36 совершенно типичный городской детский садик, который посещают ребятишки, живущие в близлежащих домах по соседству. Заведующий Светлана Евгеньевна ПАЛЬЯНОВА работает в этом учреждении сравнительно недавно - менее 3-х лет, но за этот короткий промежуток времени сумела существенно преобразовать детский сад, внести свежие, современные идеи, касающиеся воспитания детей и организации работы педагогического коллектива.
Цель или миссии любого дошкольного образовательного учреждения, это — воспитание, обучение, охрана и укрепление здоровья и физического развития ребенка, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни, - комментирует Светлана Евгеньевна. Для успешного достижения поставленных целей необходимы определенные условия развития, оптимально подходящие детям и соответствующие возможностям педагогического коллектива.
Именно поэтому в качестве опытно-экспериментальной деятельности мы решили внедрить в процесс образования новые подходы, основанные на собственных разработках и дидактических материалах. Для этого почти два года назад были созданы творческие группы педагогов. Группы работают по нескольким направлениям: «Развивающая среда в ДОУ», «Экологическое воспитание», «Развитие речи через театральную деятельность», «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ» и т. д. Каждый третий четверг месяца наши педагоги представляют свои материалы друг другу, проводят открытые уроки с детьми из других групп, и конечно, анализируют успешность такой работы, вносят корректировки и дополнения, если они необходимы.
Планируемая в ближайшее время «диагностика» развития детей призвана показать и доказать рациональность и нужность такой методики. Отмечу, что положительные результаты проделанной большой работы уже есть - это 3 место, которое заняли наши дети в городском конкурсе «Почемучек».
В настоящее время педагогический коллектив детского сада работает над выпуском методического пособия «Многонациональная Россия - одна семья», выпуск которого планируется к 1 сентября 2015 года. Для Тюменской области, и нашего учреждения в частности, эта тема очень актуальна, поэтому мы со всей ответственностью и серьезностью подошли к ее освещению. Педагог каждой группы (а их у нас 14) готовит материал по какой-то одной национальности: раскрывает тему истории, культуры, традиций. Родители тоже внесут свою лепту в этот проект: 25 апреля мы планируем провести мероприятие, на котором будем дегустировать национальные блюда, приготовленные родителями, а также наслаждаться художественными выступлениями детей в народных костюмах. В планах на ближайшую перспективу - «усиление» направления по физическому развитию. В связи с этим на прилегающей территории сада решил» возвести так называемую «Тропу здоровья» - комплекс, состоящий из различных спортивных сооружений, предназначенных для укрепления здоровья и физического развития детей. Мы стараемся делать все необходимое, полезное и нужное, что в наших силах, для формирования здоровой и успешной личности».
Детский сад будущего
Традиции дошкольного образования России формировались в непростые для нашей страны годы, но, благодаря им, на первом месте всегда находился и находится ребенок, его интересы: здоровье, развитие, внутренний мир. Наверное, мы, россияне, потому и отличаемся от жителей других стран своей духовностью, что все родом из детского сада.
Но как дошкольным учреждениям сохранять сформированные традиции и в то же время быть конкурентоспособными? Об этом мы поговорили с заведующей Тюменским детским садом №36 Светланой ПАЛЬЯНОВОЙ накануне 35-летнего юбилея образовательного учреждения.
СОХРАНИТЬ В СЕБЕ РЕБЁНКА
- Светлана Евгеньевна, как автор методических пособий по работе дошкольных образовательных учреждений, педагог и управленец с большим стажем, каким вы видите детский сад будущего?
- Детский сад будущего должен быть площадкой для развития детей, коллектива и родителей. Только в этом случае можно выпустить успешных, готовых к обучению в современной школе детей. А для этого учреждение должно быть конкурентоспособным, ведь только в условиях здоровой конкуренции возможно движение вперед по всем направлениям.
Мы разработали специальную программу для развития конкурентоспособности нашего детского сада, затрагивающую все аспекты его жизни: управленческие, кадровые, материально-технические, сотрудничество с родителями и т.д.
В результате реализации проекта детский сад №36 должен стать лучшим в микрорайоне «Тура», одном из самых многочисленных по количеству молодых семей и детей дошкольного возраста в Тюмени.
- Давайте подробнее остановимся на каждом направлении проекта.
- Дошкольный возраст - решающий период в развитии ребёнка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и манера поведения, активно развивается воображение, творческие задатки, инициативность. И все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника - игре. Поэтому
детский сад будущего должен быть оборудован всем необходимым с учетом новых требований к образованию.
Мы планомерно создаем развивающую среду, обновляя игровое оборудование. К примеру, приобрели игровую консоль «Х-bох», которая в интерактивной форме знакомит детей с окружающим миром, основами безопасности жизнедеятельности, развивает речь. Также у нас большое количество робототехники, игровых наборов «Лего», имеются специальные песочные столы, столы для аква-рисования Песок позволяет возводить невероятные сооружения, фантазировать и воплощать в реальность свои задумки и мечты. В планах покупка еще одной игровой приставки «Х-bох» для второго корпуса нашего детского сада, а также обновление игрового оборудования по системе «Монтессори».
Сегодня востребован педагог творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал. Добиться хороших результатов здесь можно только играя, сохраняя в себе ребёнка. В этом помогают созданные у нас в коллективе творческие группы по интересам. Основная их задача - отработка и внедрение лучших традиционных и новых методов педагогической деятельности, профессиональное общение, обмен опытом.
Каждый третий четверг месяца и нашем детской саду воспитатели имеют возможность поделиться своим опытом по той или иной теме, представить практические наработки по различным образовательным областям.
Администрация в свою очередь, призвана создать условия для творческой самореализации каждого педагоге, наладить благоприятный психологический климат в коллективе, выстроить взаимодействие с педагогами в формате диалога, сотрудничества, а не исключительно в приказном порядке. Поэтому перемены коснутся и управленческого блока.
Очень полезна для коллектива будет такая форма профессионального общения, как собеседование. Не так давно с каждым педагогом я провела личную встречу для выявления проблем, которые специалист испытывает в ходе своей работы. В дальнейшем буду и дальше практиковать такие встречи.
ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ
- Принято считать, что инициатива наказуема. Но получается, что её, напротив, от педагогов ждут, а поощрять творческие порывы как-то намерены?
- У нас есть специальный фонд для того, чтобы всех активных педагогов поощрить финансово. Созданная для этого комиссия в течение месяца тщательна отслеживает деятельность
каждого педагога по различным критериям, выставляет баллы, а в итоге они переводятся
в денежный эквивалент. В общем, быть творческим человеком сегодня выгодно.
- Большинство детских садов оказывает дополнительные образовательные
услуги. Ваш детский сад, что может предложить жителям микрорайона?
- Сегодня мы предлагаем дополнительные услуги по направлениям: хореография, спортивные единоборства (тхэквондо), спортивная гимнастика, леготерпия с элементами механики, звукознайка и др. В будущем планируем открыть студию изобразительного искусства. Это, в принципе, стандартные услуги. Что касается инноваций, то мы считаем, что к ним можно отнести открытую у нас службу помощи для родителей. Она работает по субботам. На безвозмездной основе наши специалисты дают консультации мамам и папам по последовательному воспитанию.
Очень востребована и актуальна группа по развитию речи у дошколят, ведь детей со сложными речевыми нарушениями, а также с другими видами ограничений возможностей здоровья с каждым годом все больше. Занятия по развитию речи в нашем учреждении проводит опытный логопед в отвечающем по оснащенности всем современным требованиям кабинете.
Без сомнения, требуют к себе особого внимания и одарённые дети. В будущем мы планируем открыть группу, где будем развивать их таланты. Возможно, она возьмет ориентир не только на потребности исключительно наших воспитанников, но и детей всего микрорайона.
В общем, детский сад будущего должен стать центром притяжения для всех, чтобы в него хотелось возвращаться: педагогам для того, чтобы работать, детям — познавать мир, мамам и папам - учиться быть хорошими родителями.
С днём рожденья, детский сад!
С днем рожденья, детский сад!
Как скворечник ты с птенцами,
Дом второй, как говорят
Очень помогаешь маме.
Bee, от повари до нянек,
Малышей-птенцов растят:
Игорьков, Танюшек, Ванек,
Этих маленьких ребят.
Поздравляем и желаем
«Желторотых» вам забот,
Каждый гад их выпускайте
В новый жизненный полёт!
29 сентября 2017 года детский сад № 36, которым руководит Светлана ПАЛЬЯНОВА, отмечает 35-летний юбилей со дня своего открытия. Это замечательный повод поговорить о достижениях, планах и истории дошкольного учреждения.
В восьмидесятые годы прошлого столетия на близлежащих к микрорайону «Тура» территориях, стали развиваться деревообрабатывающие производства. Благодаря этому началось также и бурное жилищное строительство. Один за другим вырастали на необжитой окраине Тюмени многоквартирные дома, которые заселяли семьи специалистов-деревообработчиков.
Для комфортной жизни людям нужна была социальная инфраструктура. Ее создавали силами местных предприятий. Так, в конце сентября 1982 года, производственное лесозаготовительно-деревообрабатывающее объединение «Тура» ввело в эксплуатацию дошкольное образовательное учреждение для детей своих сотрудников. Первым директором ведомственного детского сада стала Альбина Федоровна Медведева. Она руководила им более двадцати лет.
За тридцать пять лет детский сад пережил множество преобразований. В том числе на его базе были открыты экспериментальные группы обучения детей с шести лет. А в период демографического спада, чтобы не прекратить свое существование, дошкольное учреждение одно из первых ввело дополнительные услуги для жителей микрорайона.
Время не стоит на месте, выпускаются дети, меняются руководители, развивается и детский сад. Его благополучие очень важно для микрорайона «Тура». Одна из самых благополучных с экологической и географической точки зрения территория Тюмени, сегодня очень привлекательна для жилищного строительства. Оно идет ударными темпами. С каждым годом увеличивая количество жителей.
- Наша основная задача - оказывать населению качественные, соответствующие современным образовательным стандартам услуги, — говорит заведующий Светлана Евгеньевна Пальянова.
- - Для этого мы обладаем всем необходимым. За годы работы накоплен уникальный педагогический опыт, значительно расширен спектр образовательных услуг, улучшена материально-техническая база, обновлена территория. Мы трудимся по принципу единой педагогической команды, которая ориентирована на новые педагогические технологии и постоянный творческий поиск. Благодаря этому учреждение имеет индивидуальный стиль. Но, как и тридцать пять лет назад, неизменными остаются любовь к детям и желание подарить им свои знания и частичку души. А наш сентябрьский юбилей — это замечательный повод собраться вместе, вспомнить, как все начиналось, поговорить об успехах, планах на будущее, вспомнить ветеранов, выпускников, высказать теплые слова в адрес всех, причастных к этому празднику. Я уверена, что в стенах нашего детского сада, согревающих и взрослых и детей на протяжении тридцати пяти лет, и дальше будут царить тепло и веселье, раздаваться радостные голоса и задорный смех. С праздником, любимый детский сад!
«Название «детский сад» произошло от немецкого слова «kindergarten», которое впервые применил в своих трудах педагог и теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель, считавший, воспитание малышей подобным уходу за нежными цветами в саду »
Журнал "Дошкольный мир"
Леготерапия развивает интеллект
Тенденция современной педагогики, получившая свое отражение в ФГОС ДО, связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. В связи с этим в дошкольных учреждениях появляется необходимость в поиске новых средств, технологий и методов, которые помогут в формировании всесторонне развитой личности.
Увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множество проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий, создает необходимость быть творческой, активной, социальной личностью.
Одним из средств, положительно влияющих на развитие умственных способностей дошкольников, является LEGO-конструктор, основной направленностью которого является развитие интеллекта, процесса познания и творческого мышления детей.
В процессе конструирования и моделирования развивается не только логическое мышление, но и творческое воображение, фантазия, а также появляется возможность для творческого самовыражения.
Следуя новым требованиям, на базе нашего детского сада уже второй год функционирует платная образовательная услуга «Леготерапия с элементами механики». Данная услуга направлена на самореализацию личности, получение положительных эмоций от процесса и результата деятельности, благодаря чему происходит всесторонне развитие ребенка. Помимо приобретения конструкторских навыков воспитанники осваивают и социальные нормы, умения слаженно работать в группе сверстников, в паре.
На первом этапе дети учатся взаимодействовать с простыми видами конструктора LEGO DUPLO и LEGO CYTI. Предполагается, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования становится основным в развитии творческой одаренности дошкольников. Дети могут «примерить» различные профессии, побывать в роли пожарных, врачей, гонщиков, летчиков, водителей, фермеров и собрать транспортные средства (гоночные автомобили, вездеходы, машины-амфибии, вертолеты, подводные лодки).
Следующей ступенью становится освоение конструктора LEGO WEDO, который даёт большие возможности для конструирования по замыслу, по схеме, внедряя более сложные детали, включая диоды, магнитный жезл, магнитный ключ, светозависимые резисторы, переключатель, моторчики, батарейки. Он позволяет использовать современные технические средства, интерактивные комплексы (ноутбук, проектор, программа «SmartNoteBook»), а также программу «Story Visualizer», позволяющую создавать совместно с детьми и их родителями объекты, сконструированные из легодеталей.
Современный ребенок, растущий в мире информационных технологий и коммуникаций, в процессе создания продукта проявляет свою креативность, инициативу, самостоятельность.
Несомненные плюсы этого вида деятельности:
• наборы имеют яркий дизайн, многообразие деталей;
• крепления деталей просты и удобны;
• конструкторы многофункциональны, что позволяет использовать их в разных видах
детской деятельности, а также же комбинировать в зависимости от поставленных
задач.
Таким образом, леготерапия является одним из самых доступных средств развития положительно социализированной личности, помогает воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
С. Пальянова, заведующий
Л. Литвинова, заместитель заведующего
Т. Дубровко, старший воспитатель
МАДОУ д/с №36 города Тюмень